Монтессори-игрушки своими руками

Гарифулина Зинфира Хабибулловна,

воспитатель высшей категории

д\с №37 «Аленушка» города

Кокшетау,

 Акмолинской области

Монтессори-игрушки своими руками

 

Мария Монтессори – итальянский педагог-практик,  создавшая 

уникальную, супер эффективную и признанную во всем мире методику

обучения, направленную на развитие ребенка во всех областях. Феномен педагогики Монтессори  заключается в ее безграничной вере в природу

ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на

формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную,

активную личность! 

 Девиз Марии

Монтессори

«Помоги мне 

сделать самому»

(Слайд №1)

Чем раньше мы начинаем

воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее

создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей", -

говорила М.Монтессори. Монтессори –

педагогика ориентирована индивидуально на каждого ребёнка, что позволяет детям

развиваться в своём собственном темпе.

  Здоровъесберегающая  Монтессори - технология направлена на

развитие всех органов чувств. 

Формирование представлений о цвете у детей дошкольного возраста будет

происходить более успешно, если:

В педагогический процесс

включить интересные по содержанию дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры в свое

время будут приносить больше пользы, если они сделаны своими руками.

Важно обогатить предметную

среду в группе разнообразными пособиями для самостоятельно игры детей.

Привлечь внимание детей можно

новым, ярким и в то же время простым изобретением.

(Слайд №2)

«Монтессори игрушки своим руками»

Обучающий  мастер-класс для  педагогов и родителей младших дошкольников.

Гарифулина З.Х воспитатель

ГККП детского сада №37 «Алёнушка» при акимате 

города Кокшетау

(Слайд №3)

Что такое мелкая моторика и

почему так важно ее развивать?

Чтобы научить ребёнка

говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и

развивать движения пальцев рук (мелкая моторика).

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как

внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие

навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка

потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,

которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять

множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей

рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы –

пуговицы, бусины, крупы.

Хорошим помощником в развитие

мелкой моторике являются  различные

развивающие игрушки,  которые можно

сделать самим.

Предлагаю познакомиться

с  яркими, интересными и простыми в

исполнении развивающими игрушками по технологии Марии Монтессори.

Изготовленный материал  использую в коррекционной работе с детьми с

нарушением функций зрительного аппарата.

 (Слайд №4)

Привлечь внимание детей можно

новым, ярким и в то же время простым изобретением.

Материал: прищепки разного

цвета, цветные силуэты, фигурки  животных,

насекомых с недостающими частями: ушками, хвостиками.

Цель игр:

Развиваем  мелкую моторику рук детей, фантазию,

логическое мышление, связную речь. Учим различать и называть цвета, определять

недостающие части предмета.

Пример игр

(Слайд №5)

«Солнышко и дождик»

Материал: яркие силуэты

солнышка и тучки, прищепки

Цель

игры: развиваем моторику кистей рук, речь, концентрацию зрительного внимания, Сенсорное развитие:

цвет, форма, величина.

Игровое

сопровождение:

«Кап-кап-кап-тк-тук-тук

по стеклу раздался стук!»

 «Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!»

(Слайд №6)

«Осенние листочки»

Цель игры: развивать

у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;  развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и

зрительное восприятие

Материал: сушка с прищепками

для мелкого белья

Игровое

сопровождение:

Раз, два, три ,четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы, 

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины

Листики дуба мы соберем,

Прикрепляют  прищепками листочки.

 (Слайд №7)

Варианты упражнений для

развития пальчиков

Прикрепляя их к ведерку или к

картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в

определенной последовательности.

 Прикрепить прищепки к желтому картонному

кругу. Получится солнышко.

 Прикрепить иголки к серому полукругу.

Получатся колючки для ежика.

 Прикрепить прищепки к узкому длинному

треугольнику. Получатся ветви дерева.

 Прикрепить с помощью прищепок на веревку

кукольную одежду после ее стирки.

      Прикрепить четыре прищепки к силуэту

мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)

      Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя

их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к

желтой коробочке, красные к красной)

     Построить «заборчик» из прищепок, чтобы он

получился красивым и ярким.  Две белые

прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без

ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать

капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки –

плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом

у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на

круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками

— изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

(Слайд №8)

Игры с водой. Переливание

через воронку

Из одной бутылки малыш наливает

воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция

повторяется

Материал:

Две стеклянной бутылки, воронка, поднос, губка.

Игровое сопровождение:

(Слайд №9)

Переливание из кружки в

кружку

(Слайд №10)

Игры с крупами

(Слайд №11)

Игры с крупами. Искать

игрушки в миске с фасолью, гречкой

 Игра

« Секрет».

Насыпьте в миску

крупу и спрячьте в ней  несколько мелких предметов,  предложить

ребенку отыскать их. В дальнейшем можно усложнить задание, введя ограничение

поиска по времени: 10 сек или предложив искать и извлекать предметы при помощи

палочек для еды.

Игра «Золушка»

 Сортировка семян растений. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти

рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные

крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

       Ложкой из миски в миску (или из чашки в

чашку), раскладывать ложкой крупу  в

маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими

предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а

также горох, манка и фасоль.Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или

из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупы пальцами. Чем раньше вы правильно

вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в

4 или 5 лет.

 (Слайд №12)

Сортировка

круп и семян

Игра «Золушка»

Материал: Три ёмкости - одна

с семенами, крупами, две пустые - для сортировки.

Игровое сопровождение:

«Наведём порядок! Каждому зёрнышку своё место!»

(Слайд

13)

Пересыпание

из миски  в миску . Это можно делать и

сидя за столом. Пересыпать из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой.

Научите ребенка управляться с этими предметами. Дети могут делать это до

бесконечности.  

Материал: две миски, ложка,

поварёшка - пластмассовые.

Игровое сопровождение: «Не

урони не зёрнышка»

 (Слайд №14)

Игры

с бусами.       Вам наверняка не раз

попадались в продаже наборы очень красивых цветных бусин разной формы.

Приобретите их – и новый материал для работы готов! Сортировка. Можно

раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывание на нитку. Здесь подойдут

бусины с большим отверстием. Накладывание бусин в емкости с узким горлышком.

Это можно делать пальчиками, а можно и пинцетом, для ребят постарше.

Игра «Соберём бусы»

Игровое

сопровождение:

Бусинка

к бусинке в гости. (по цвету)

Маленькая

бусинка катится  в гости к большой.

(Слайд №15)

Гусеница

–змейка из круп, шариков, крышек . Для

наполнения звеньев гусеницы:  небольшой

кусочек синтепона, ваты или поролона ,фасоль, рис, гречка или другие

крупы,шарик от погремушки или коробочка от «Киндер-сюрприза» с двумя горошинами

внутри, кусочек целлофана или шелестящей бумаги. Полчаса свободного времени и

хорошее настроение.

Игровое

сопровождение:

По тонкой

травинке

Ползёт гусенИца 

 Пушистая

спинка,

Забавное рыльце.

 (Слайд №17)

Дерево

из пуговиц и пластилина

Материал:

картон, пластилин, пуговицы разной величины и цвета.

Игровое

сопровождение:  Пуговка, ты пуговка. Маленькие ножки

Захотела убежать. По прямой дорожке

Мы должны тебя поймать,.И на дерево прикрепить.

 (Слайд №18)

Стирка

белья.

Материал: тазики для стирки и полоскания, кувшин, ведро, клеёнка, мыло, губка,

полотенце, сушка, прищепки.

Стирать-  это не простая работа. С начала, мы оденем

фартуки.

Игровое

сопровождение:  «Мыло пениться в корыте. Мы стираем

посмотрите!

Не мешайте нам сейчас, Стирка

срочная у нас!»

(Слайд №19)

Мытьё посуды. Материал: тазики для мытья и полоскания посуды,

кувшин, ведро, клеёнка, моющее средство,губка, полотенце, сушка,

Игровое

сопровождение:

В руки тряпочки возьмем,

Мы посуду всю помоем,

 Будут вновь она стоять,

и на солнышке сверкать

(Слайд

№20)

 Игры с шарами. Сортируем пластмассовые шарики.

Материал:

Подносы или тазики и пластмассовые шары-красного, синего, жёлтого и зелённого

цветов.

Игровое

сопровождение:   «Какие они разные. Синие и красные,

Сейчас мы им

поможем. В корзинки все их сложим»

Предложить ребятам собрать и положить в тазик или на поднос  шары такого же цвета. Проверить вместе с

детьми, все ли шарики лежат правильно. 

Слайд

№21)

Шарики

летают.

Я

большой, но пустой. Взлетаю в небо над

землёй.

И

не гордый, но надутый,

Ниткой

толстою опутан.

Я

с детьми, всегда был дружный, И

зовусь я - шарик.

 (Слайд №22)

Шары

воздушные. Воздушный

шарик – игрушка, любимая людьми всех возрастов. Она используется для оформления

мероприятий и обладает чудесной способностью :создавать отличное настроение и

приятную атмосферу в любом помещении..

(Слайд

№23)

Мыльные

пузыри.  Материал: баночки для пускания

пузырей.

Произнесем мы с

вами волшебное заклинание: «Буль, билль, буль» - и выдуем яркие нарядные

мыльные пузыри:

 «Осторожно, пузыри…Ой, какие..! Ой,

смотри!  Раздуваются!Блестят!

   Отрываются! Летят!»

(Слайд

№24)

Готовим

сами Материал:  Мыло, тёрки, тарелочки,

небольшой тазик с водой, салфетки, баночки для пускания пузырей.

(Слайд №25)

Сами готовим мыльные

пузыри

Материал:

Мыло, тёрки, тарелочки, небольшой тазик с водой, салфетки баночки для пускания

пузырей.

(Слайд

№26)

Интересное

занятие

(Слайд

№27)

 Развиваем самостоятельность

 (Слайд №28)

Поработали

(Слайд

№29)

Рамки

-застёжки

Делается

деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно

соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита

часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)  

большие пуговицы,б)   маленькие пуговки,в)   кнопки,

г)  

банты,д)   шнурок, который вдевается в дырочки,е)  

застежки из ремешков,

(Слайд

№30)

Пуговицы.

Материал:

Рамка «Пуговицы»

Игровое

сопровождение:

 Упражнение: 

«Научим куклу застёгивать пуговицы»

Дидактическая

игра:«Оденем куклу на прогулку»

(Слайд

№31)

Шнуровка

Материал:

рамка «Шнуровка»

Дидактическая

игра :«Оденем куклу на прогулку»

(Слайд

№32)

Цель

методики Монтессори:

Не

превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной

самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если

ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы,

завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно),  можете смело считать, что он уже занимается

по системе Монтессори.

(Слайд

№33)

Спасибо

за внимание!

(Слайд

№34)

Автор: Гарифулина З.Х.
Просмотров: 579
Дата создания: 9 Декабря 2015 г.
Дата редактирования: 9 Декабря 2015 г.